Официальный сайт муниципального образования
"Беловский район"
Авторизация Разделы
Портал государственных и муниципальных услуг Курской области
Портал государственных услуг РФ
Оценка населением эффективности деятельности руководителей
Плановые отключения «Курскэнерго»
Прокуратура разъясняет
Услуги росреестра в электронном виде
Новости Росреестра
Муниципальные правовые акты
Данный раздел содержит информацию о нормотворческой деятельности органов местного самоуправления, в том числе:
  • а) муниципальные правовые акты, изданные органами местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
  • б) тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований;
  • в) административные регламенты, стандарты муниципальных услуг;
  • г) порядок обжалования муниципальных правовых актов.

<< Назад Версия для печати
 
Постановление от 01.12.2014 г. № 796 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке и принятию мер по предупреждению и противодействию коррупции в Администрации Беловского района Курской области"


АДМИНИСТРАЦИЯ

БЕЛОВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е


от 01.12.2014 г. № 796

Курская область, сл.Белая

Об утверждении методических рекомендаций по разработке и принятию мер по предупреждению и противодействию коррупции в Администрации Беловского района Курской области


Во исполнение положений Федерального закона «О противодействии коррупции», Национального плана противодействия коррупции на 2014-2015 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 года № 226, Закона Курской области «О противодействии коррупции в Курской области», областной антикоррупционной программы «План противодействия коррупции в Курской области на 2014-2016 годы», постановления главы Администрации Беловского района Курской области от 30.07.2014г.№ 490 «Об утверждении муниципальной антикоррупционной программы «План противодействия коррупции в Беловском районе на 2014-2016 годы», ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по разработке и принятию мер по предупреждению и противодействию коррупции в Администрации Беловского района Курской области.

2. Рекомендовать муниципальным учреждениям, органам местного самоуправления Беловского района Курской области разработать методические рекомендации по разработке и принятию мер по предупреждению и противодействию коррупции.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить управляющего делами Администрации Беловского района К.В.Сорокину.

3. Постановление вступает в силу со дня его подписания.


Глава Беловского района

Курской области Н.В.Волобуев


Приложение № 1

к постановлению главы

Администрации

Беловского района

Курской области

от 01.12.2014 года№796



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


по разработке и принятию мер

по предупреждению и противодействию коррупции

в Администрации Беловского района Курской области

  1. год

Введение


1. Цели и задачи Методических рекомендаций

Методические рекомендации по разработке и принятию в Администрации Беловского района Курской области» (далее – Администрация Беловского района) мер по предупреждению и противодействию коррупции (далее – Методические рекомендации) разработаны во исполнение положений Федерального закона «О противодействии коррупции», Национального плана противодействия коррупции на 2014-2015 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 года № 226, Закона Курской области «О противодействии коррупции в Курской области», областной антикоррупционной программы «План противодействия коррупции в Курской области на 2014-2016 годы», утвержденной постановлением Администрации Курской области от 31.12.2013 г. № 1060-па, постановления главы Администрации Беловского района Курской области от 30.07.2014г.№ 490 «Об утверждении муниципальной антикоррупционной программы «План противодействия коррупции в Беловском районе на 2014-2016 годы». Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в Администрации Беловского района.

Задачами Методических рекомендаций являются:

  • информирование сотрудников Администрации Беловского района о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

  • определение основных принципов противодействия коррупции в Администрации Беловского района;

  • методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в Администрации Беловского района.

2. Термины и определения

Коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»):

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Учреждение – юридическое лицо независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности.

Контрагент – любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым организация вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений.

Взятка – получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной Администрации Беловского района лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Коммерческий подкуп – незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации , денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (часть 1 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника (представителя Администрации Беловского района) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (трудовых) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника (представителя Администрации Беловского района) и правами и законными интересами Администрации Беловского района, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации Администрации Беловского района, работником (представителем Администрации Беловского района) которой он является.

Личная заинтересованность работника (представителя Администрации Беловского района) – заинтересованность работника (представителя Администрации Беловского района), связанная с возможностью получения работником (представителем Администрации Беловского района) при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

3. Круг субъектов, для которых разработаны Методические рекомендации

Настоящие Методические рекомендации разработаны для использования в Администрации Беловского района широким кругом лиц.

Глава Администрации Беловского района может использовать Методические рекомендации в целях:

  • получения сведений об основных процедурах и механизмах, которые могут быть внедрены в Администрации Беловского района в целях предупреждения и противодействия коррупции;

  • получения сведений о роли, функциях и обязанностях, которые необходимо принять на себя для эффективной реализации в Администрации Беловского района антикоррупционных мер.

  • разработки основ антикоррупционной политики в Администрации Беловского района .

Лица, ответственные за реализацию антикоррупционной политики в Администрации Беловского района, могут использовать настоящие Методические рекомендации в целях:

  • разработки и реализации в Администрации Беловского района конкретных мер и мероприятий, направленных на предупреждение и противодействие коррупции, включая разработку и внедрение соответствующих регулирующих документов и методических материалов.

Работники Администрации Беловского района могут использовать Методические рекомендации в целях:

  • получения сведений об обязанностях, которые могут быть возложены на работников Администрации Беловского района в связи с реализацией антикоррупционных мер.


II. Нормативное правовое обеспечение


1. Российское законодательство в сфере предупреждения и противодействия коррупции

1.1. Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции

Основополагающим нормативным правовым актом в сфере борьбы с коррупцией является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ).

Частью 1 статьи 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ установлена обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры, рекомендуемые к применению в Администрации Беловского района, содержатся в части 2 указанной статьи.

1.2. Ответственность юридических лиц

Общие нормы

Общие нормы, устанавливающие ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения, закреплены в статье 14 Федерального закона № 273-ФЗ. В соответствии с данной статьей, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающие условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом применение мер ответственности за коррупционное правонарушение к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо. Привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, данные нормы распространяются на иностранные юридические лица.

Незаконное вознаграждение от имени юридического лица

Статья 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) устанавливает меры ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица (незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением, влечет наложение на юридическое лицо административного штрафа).

Статья 19.28 КоАП РФ не устанавливает перечень лиц, чьи неправомерные действия могут привести к наложению на организацию административной ответственности, предусмотренной данной статьей. Судебная практика показывает, что обычно такими лицами становятся руководители организаций.

Незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного (муниципального) служащего

Администрация Беловского района должна учитывать положение статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ, устанавливающие ограничения для гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора.

В частности, работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

Порядок представления работодателями указанной информации закреплен в постановлении Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 700.

Названные требования, исходя из положений пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», распространяются на лиц, замещавших должности федеральной государственной службы, включенные в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557, либо в перечень должностей, утвержденный руководителем государственного органа в соответствии с разделом III названного перечня. Перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925).

Неисполнение работодателем обязанности, предусмотренной частью 4 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ, является правонарушением и влечет в соответствии со статьей 19.29 КоАП РФ ответственность в виде административного штрафа.

1.3. Ответственность физических лиц

Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения установлена статьей 13 Федерального закона № 273-ФЗ. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Трудовое законодательство не предусматривает специальных оснований для привлечения работника Администрации Беловского района к дисциплинарной ответственности, в связи с совершением им коррупционного правонарушения в интересах или от имени Администрации Беловского района.

Тем не менее, в Трудовом кодексе Российской Федерации
(далее – ТК РФ) существует возможность привлечения работника Администрации Беловского района к дисциплинарной ответственности.

Так, согласно статье 192 ТК РФ, к дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 6, 9 или 10 части первой статьи 81, пунктом 1 статьи 336, а также пунктами 7 или 7.1 части первой статьи 81 ТК РФ, в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Трудовой договор может быть расторгнут работодателем, в том числе в следующих случаях:

  • однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, выразившегося в разглашении охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашении персональных данных другого работника (подпункт «в» пункта 6 части 1 статьи 81 ТК РФ);

  • совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя (пункт 7 части первой статьи 81 ТК РФ);

  • принятия необоснованного решения главой Администрации Беловского района, его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу Администрации Беловского района (пункт 9 части первой статьи 81 ТК РФ);

  • однократного грубого нарушения главой Администрации Беловского района, его заместителями своих трудовых обязанностей (пункт 10 части первой статьи 81 ТК РФ).

2. Зарубежное законодательство

Муниципальным учреждениям и их работникам следует принимать во внимание, что к ним могут применяться нормы и санкции, установленные не только российским, но и зарубежным антикоррупционным законодательством, в частности:

  • в отношении российской организации может применяться антикоррупционное законодательство тех стран, на территории которых организация осуществляет свою деятельность;

  • в отношении зарубежной организации за совершение на территории Российской Федерации коррупционного правонарушения могут применяться меры ответственности, предусмотренные антикоррупционным законодательством страны, в которой организация зарегистрирована или с которой она связана иным образом.

В этой связи, российским организациям рекомендуется тщательно изучить антикоррупционное законодательство тех стран, на территории которых они осуществляют свою деятельность. Пристальное внимание следует уделить возможным случаям привлечения организации к ответственности за совершение на территории такой страны коррупционного правонарушения. Организациям следует учитывать положения законодательства тех стран, резидентами которых они являются.

Особое значение при этом имеет законодательство, направленное на противодействие подкупа иностранных должностных лиц. Общие подходы к борьбе с данным преступлением закреплены в Конвенции организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок.

Рядом зарубежных государств были приняты законодательные акты по вопросам борьбы с коррупцией и взяточничеством, имеющие экстерриториальное действие. Администрация Беловского района, зарегистрирована и (или) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации, попадающая под действие таких нормативных правовых актов, следует также учитывать установленные ими требования и ограничения.


III.Основные принципы противодействия коррупции в

Администрации Беловского района


При создании системы мер противодействия коррупции в Администрации Беловского района рекомендуется основываться на следующих ключевых принципах:

  1. Принцип соответствия политики Администрации Беловского района действующему законодательству и общепринятым нормам.

Соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий Конституции Российской Федерации, заключенным Российской Федерацией международным договорам, законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, применимым к Администрации Беловского района.

  1. Принцип личного примера руководства.

Ключевая роль главы Администрации Беловского района в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутриорганизационной системы предупреждения и противодействия коррупции.

  1. Принцип вовлеченности работников.

Информированность работников Администрации Беловского района о положениях антикоррупционного законодательства и их активное участие в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур.

  1. Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции.

Разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения Администрации Беловского района, главы Администрации Беловского района и сотрудников в коррупционную деятельность, осуществляется с учетом существующих в деятельности коррупционных рисков.

  1. Принцип эффективности антикоррупционных процедур.

Применение в Администрации Беловского района таких антикоррупционных мероприятий, которые имеют низкую стоимость, обеспечивают простоту реализации и приносят значимый результат.

  1. Принцип ответственности и неотвратимости наказания.

Неотвратимость наказания для работников Администрации Беловского района вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также персональная ответственность главы Администрации Беловского района за реализацию внутриорганизационной антикоррупционной политики.

  1. Принцип открытости бизнеса.

Информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых в Администрации Беловского района антикоррупционных стандартах ведения бизнеса.

  1. Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга.

Регулярное осуществление мониторинга эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроля за их исполнением.


IV.Антикоррупционная политика Администрации Беловского района


1. Общие подходы к разработке и реализации антикоррупционной политики

Антикоррупционная политика Администрации Беловского района представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в своей деятельности. Сведения о реализуемой в Администрации Беловского района антикоррупционной политике рекомендуется закрепить в едином документе с одноименным названием – «План противодействия коррупции в Беловском районе на 2014- 2016 годы» (далее - План).

План и другие документы Администрации Беловского района, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, рекомендуется принимать в форме локальных нормативных актов, что позволит обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками Администрации Беловского района.

В разработке и реализации антикоррупционной политики как документа следует выделить следующие этапы:

  • разработка проекта Плана;

  • согласование проекта и его утверждение;

  • информирование работников о принятом в Администрации Беловского района Плане;

  • реализация предусмотренных Планом антикоррупционных мер;

  • анализ реализации Плана и, при необходимости, его пересмотр.

Разработка проекта Плана.

Разработчиком Плана может выступать должностное лицо Администрации Беловского района, на которое планируется возложить функции по профилактике и противодействию коррупции.

Помимо лиц, непосредственно ответственных за разработку проекта Плана, рекомендуется активно привлекать к его обсуждению широкий круг работников Администрации Беловского района. Для этого необходимо обеспечить информирование работников о возможности участия в подготовке проекта. Полезно проведение очных обсуждений и консультаций.

Согласование проекта и его утверждение

Проект Плана, подготовленный с учетом поступивших предложений и замечаний, рекомендуется согласовать с сотрудниками Администрации Беловского района, после чего представить главе Администрации Беловского района.

Итоговая версия проекта подлежит утверждению главой Администрации Беловского района. Принятие Плана в форме локального нормативного акта обеспечит обязательность ее соблюдения всеми работниками Администрации Беловского района.

Информирование работников о принятом в Администрации Беловского района Плане

Утвержденный План Администрации Беловского района доводится до сведения всех работников, в том числе посредством оповещения по электронной почте. Рекомендуется организовать ознакомление с Планом работников, принимаемых на работу в организацию, под роспись. Также следует обеспечить возможность беспрепятственного доступа работников к тексту Плана, например, разместить его на официальном сайте Администрации Беловского района. Полезно также предусмотреть «переходный период» с момента принятия Плана и до начала его действия, в течение которого провести обучение работников Администрации Беловского района внедряемым стандартам поведения, правилам и процедурам.

Реализация предусмотренных Планом антикоррупционных мер

Утвержденный План подлежит непосредственной реализации и применению в деятельности Администрации Беловского района. Исключительно большое значение на этой стадии имеет поддержка антикоррупционных мероприятий и инициатив главы Администрации Беловского района. Глава Администрации Беловского района, с одной стороны, должен демонстрировать личный пример соблюдения антикоррупционных стандартов поведения, а с другой стороны, выступать гарантом выполнения в Администрации Беловского района антикоррупционных правил и процедур.

Анализ реализации положений Плана и, при необходимости, его пересмотр

Рекомендуется осуществлять регулярный мониторинг хода и эффективности реализации положений Плана. В частности, должностное лицо Администрации Беловского района, на которое возложены функции по профилактике и противодействию коррупции, может ежегодно представлять главе Администрации Беловского района соответствующий отчет. Если по результатам мониторинга возникают сомнения в эффективности реализуемых антикоррупционных мероприятий, необходимо внести в План изменения и дополнения.

Пересмотр принятого Плана может проводиться и в иных случаях, таких как внесение изменений в ТК РФ и законодательство о противодействии коррупции, изменение организационно-правовой формы Администрации Беловского района и т.д.

Содержание Плана Администрации Беловского района определяется спецификой и особенностями условий, в которых она функционирует. Рекомендуется отразить в Плане следующие вопросы:

  • определение должностных лиц Администрации Беловского района, ответственных за реализацию положений Плана;

  • определение и закрепление обязанностей работников Администрации Беловского района, связанных с предупреждением и противодействием коррупции;

  • установление перечня реализуемых Администрацией Беловского района антикоррупционных мероприятий, стандартов и процедур и порядок их выполнения (применения).

Область применения Плана и круг лиц, попадающих под его действие

Основным кругом лиц, попадающих под действие Плана, являются работники Администрации Беловского района, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций. Однако План может закреплять случаи и условия, при которых ее действие распространяется и на других лиц, например, физических и (или) юридических лиц, с которыми Администрация Беловского района вступает в иные договорные отношения. При этом необходимо учитывать, что эти случаи, условия и обязательства также должны быть закреплены в договорах, заключаемых Администрацией Беловского района с контрагентами.

Закрепление обязанностей работников Администрации Беловского района, связанных с предупреждением и противодействием коррупции

Обязанности работников Администрации Беловского района в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут быть общими для всех сотрудников Администрации Беловского района или специальными, то есть устанавливаться для отдельных категорий работников.

Примерами общих обязанностей работников в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут быть следующие:

  • воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени Администрации Беловского района;

  • воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени Администрации Беловского района;

  • незамедлительно информировать непосредственного руководителя / лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики / главу Администрации Беловского района о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;

  • незамедлительно информировать главу Администрации Беловского района/ лицо, ответственное за реализацию Плана / о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками или иными лицами;

  • сообщить главе Администрации Беловского района или иному ответственному лицу о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов.

В целях обеспечения эффективного исполнения возложенных на работников обязанностей необходимо четко регламентировать процедуры их соблюдения. Так, в частности, порядок уведомления работодателя о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений или о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений следует закрепить в локальном нормативном акте Администрации Беловского района. В данном документе необходимо предусмотреть каналы и формы представления уведомлений, порядок их регистрации и сроки рассмотрения, а также меры, направленные на обеспечение конфиденциальности полученных сведений и защиты лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях.

Специальные обязанности в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут устанавливаться для следующих категорий лиц, работающих в Администрации Беловского района : 1) главы Администрации Беловского района; 2) лиц, ответственных за реализацию Плана; 3) работников, чья деятельность связана с коррупционными рисками; 3) лиц, осуществляющих внутренний контроль и аудит, и т.д.

Исходя их положений статьи 57 ТК РФ, по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений.

В этой связи, как общие, так и специальные обязанности рекомендуется включить в трудовой договор с работником Администрации Беловского района. При условии закрепления обязанностей работника в связи с предупреждением и противодействием коррупции в трудовом договоре работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение, при наличии оснований, предусмотренных ТК РФ, за совершения неправомерных действий, повлекших неисполнение возложенных на него трудовых обязанностей.

Установление перечня проводимых организацией антикоррупционных мероприятий и порядок их выполнения (применения)

В антикоррупционную политику Администрации Беловского района рекомендуется включить перечень конкретных мероприятий, которые организация планирует реализовать в целях предупреждения и противодействия коррупции. Набор таких мероприятий может варьироваться и зависит от конкретных потребностей и возможностей Администрации Беловского района. Для каждого мероприятия рекомендуется указать сроки его проведения и ответственного исполнителя.

2. Определение подразделений или должностных лиц, ответственных за противодействие коррупции

Муниципальным учреждениям рекомендуется определить должностных лиц, ответственных за противодействие коррупции, исходя из собственных потребностей, задач, специфики деятельности, штатной численности, организационной структуры, материальных ресурсов и др. признаков.

Задачи, функции и полномочия должностных лиц, ответственных за противодействие коррупции, должны быть четко определены. Они могут быть установлены в нормативных документах, устанавливающих антикоррупционные процедуры.

Рекомендуется обеспечить непосредственную подчиненность должностных лиц главе Администрации Беловского района, а также наделить их полномочиями, достаточными для проведения антикоррупционных мероприятий в отношении лиц, занимающих руководящие должности в Администрации Беловского района.

В число обязанностей должностного лица, например, может включаться:

  • разработка и представление на утверждение главе Администрации Беловского района проектов локальных нормативных актов Администрации Беловского района, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции (Плана, кодекса этики и служебного поведения работников и т.д.);

  • проведение контрольных мероприятий, направленных на выявление коррупционных правонарушений работниками Администрации Беловского района;

  • организация проведения оценки коррупционных рисков;

  • прием и рассмотрение сообщений о случаях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений в интересах или от имени Администрации Беловского района, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками или иными лицами;

  • оказание содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности Администрации Беловского района по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;

  • оказание содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия;

  • проведение оценки результатов антикоррупционной работы и подготовка соответствующих отчетных материалов главе Администрации Беловского района.

3. Оценка коррупционных рисков

Целью оценки коррупционных рисков является определение конкретных деловых операций в деятельности Администрации Беловского района, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками Администрации Беловского района коррупционных правонарушений как в целях получения личной выгоды, так и в целях получения выгоды Администрации Беловского района.

Оценка коррупционных рисков является важнейшим элементом антикоррупционной политики. Она позволяет обеспечить соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий специфике деятельности Администрации Беловского района и рационально использовать ресурсы, направляемые на проведение работы по профилактике коррупции.

Оценку коррупционных рисков рекомендуется проводить как на стадии разработки антикоррупционной политики, так и после ее утверждения на регулярной основе. При этом возможен следующий порядок проведения оценки коррупционных рисков:

  • для каждого подпроцесса, реализация которого связана с коррупционным риском, составить описание возможных коррупционных правонарушений, включающее:

    • характеристику выгоды или преимущества, которое может быть получено организацией или ее отдельными работниками при совершении «коррупционного правонарушения»;

    • должности в Администрации Беловского района, которые являются «ключевыми» для совершения коррупционного правонарушения – участие каких должностных лиц Администрации Беловского района необходимо, чтобы совершение коррупционного правонарушения стало возможным;

    • вероятные формы осуществления коррупционных платежей.

  • Сформировать перечень должностей, связанных с высоким коррупционным риском. В отношении работников, замещающих такие должности, могут быть установлены специальные антикоррупционные процедуры и требования, например, регулярное заполнение декларации о конфликте интересов.

4. Выявление и урегулирование конфликта интересов

Своевременное выявление конфликта интересов в деятельности работников Администрации Беловского района является одним из важных способов предупреждения коррупции. При этом следует учитывать, что конфликт интересов может принимать множество различных форм.

Перед Администрацией Беловского района, желающим принять меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стоит сложная задача соблюдения баланса между интересами Администрации Беловского района как единого целого и личной заинтересованности работников Администрации Беловского района. С одной стороны, работники Администрации Беловского района имеют право в свободное от основной работы время заниматься иной трудовой, предпринимательской и политической деятельностью, вступать в имущественные отношения, с согласия главы Администрации Беловского района. С другой стороны, такая частная деятельность работников, а также имеющиеся у работников семейные и иные личные отношения могут нанести серьезный ущерб интересам Администрации Беловского района. Основной задачей деятельности Администрации Беловского района по предотвращению и урегулированию конфликта интересов является ограничение влияния частных интересов, личной заинтересованности работников на реализуемые ими трудовые функции, принимаемые деловые решения.

В основу работы по управлению конфликтом интересов в Администрации Беловского района могут быть положены следующие принципы:

  • обязательность раскрытия сведений о реальном или потенциальном конфликте интересов;

  • индивидуальное рассмотрение и оценка репутационных рисков для Администрации Беловского района при выявлении каждого конфликта интересов и его урегулирование;

  • конфиденциальность процесса раскрытия сведений о конфликте интересов и процесса его урегулирования;

  • соблюдение баланса интересов Администрации Беловского района и работника при урегулировании конфликта интересов;

  • защита работника от преследования в связи с сообщением о конфликте интересов, который был своевременно раскрыт работником и урегулирован (предотвращен) Администрацией Беловского района.

Обязанности работников в связи с раскрытием и урегулированием конфликта интересов:

  • при принятии решений по деловым вопросам и выполнении своих трудовых обязанностей следует руководствоваться интересами Администрации Беловского района – без учета своих личных интересов, интересов своих родственников и друзей;

  • следует избегать (по возможности) ситуаций и обстоятельств, которые могут привести к конфликту интересов;

  • следует раскрывать возникший (реальный) или потенциальный конфликт интересов;

  • следует содействовать урегулированию возникшего конфликта интересов.

Порядок раскрытия конфликта интересов работником Администрации Беловского района и порядок его урегулирования, в том числе возможные способы разрешения возникшего конфликта интересов.

Раскрытие сведений о конфликте интересов желательно осуществлять в письменном виде. Может быть допустимым первоначальное раскрытие конфликта интересов в устной форме с последующей фиксацией в письменном виде.

Администрация Беловского района должна взять на себя обязательство конфиденциального рассмотрения представленных сведений и урегулирования конфликта интересов.

Поступившая информация должна быть тщательно проверена уполномоченным на это должностным лицом с целью оценки серьезности возникающих для Администрации Беловского района рисков и выбора наиболее подходящей формы урегулирования конфликта интересов. Следует иметь в виду, что в итоге этой работы организация может прийти к выводу, что ситуация, сведения о которой были представлены работником, не является конфликтом интересов и, как следствие, не нуждается в специальных способах урегулирования. Администрация Беловского района также может прийти к выводу, что конфликт интересов имеет место, и использовать различные способы его разрешения, в том числе:

  • ограничение доступа работника к конкретной информации, которая может затрагивать личные интересы работника;

  • добровольный отказ работника Администрации Беловского района или его отстранение (постоянное или временное) от участия в обсуждении и процессе принятия решений по вопросам, которые находятся или могут оказаться под влиянием конфликта интересов;

  • пересмотр и изменение функциональных обязанностей работника;

  • временное отстранение работника от должности, если его личные интересы входят в противоречие с функциональными обязанностями;

  • перевод работника на должность, предусматривающую выполнение функциональных обязанностей, не связанных с конфликтом интересов;

  • передача работником принадлежащего ему имущества, являющегося основой возникновения конфликта интересов, в доверительное управление;

  • отказ работника от своего личного интереса, порождающего конфликт с интересами Администрации Беловского района;

  • увольнение работника из Администрации Беловского района по инициативе работника;

  • увольнение работника по инициативе работодателя за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Приведенный перечень способов разрешения конфликта интересов не является исчерпывающим. В каждом конкретном случае по договоренности Администрации Беловского района и работника, раскрывшего сведения о конфликте интересов, могут быть найдены иные формы его урегулирования.

При разрешении имеющегося конфликта интересов следует выбрать наиболее «мягкую» меру урегулирования из возможных с учетом существующих обстоятельств. Более жесткие меры следует использовать только в случае, когда это вызвано реальной необходимостью или в случае, если более «мягкие» меры оказались недостаточно эффективными. При принятии решения о выборе конкретного метода разрешения конфликта интересов важно учитывать значимость личного интереса работника и вероятность того, что этот личный интерес будет реализован в ущерб интересам Администрации Беловского района.

Определение лиц, ответственных за прием сведений о возникшем конфликте интересов и рассмотрение этих сведений.

Определение должностных лиц, ответственных за прием сведений о возникающих (имеющихся) конфликтах интересов, является существенным элементом в реализации антикоррупционной политики. Таким лицом может быть лицо, ответственное за противодействие коррупции. Рассмотрение полученной информации целесообразно проводить коллегиально.

5. Внедрение стандартов поведения работников Администрации Беловского района.

Важным элементом работы по предупреждению коррупции является внедрение антикоррупционных стандартов поведения работников в корпоративную культуру Администрации Беловского района. В этих целях разработан и принят кодекс этики и служебного поведения работников Администрации Беловского района. При этом следует иметь в виду, что такой кодекс имеет более широкий спектр действия, чем регулирование вопросов, связанных непосредственно с запретом совершения коррупционных правонарушений. Как правило, кодекс устанавливает ряд правил и стандартов поведения работников, затрагивающих общую этику деловых отношений и направленных на формирование этичного, добросовестного поведения работников в целом Администрации Беловского района.

Кодекс этики и служебного поведения закрепляет общие ценности, принципы и правила поведения, так и специальные, направленные на регулирование поведения в отдельных сферах. Примерами общих ценностей, принципов и правил поведения, которые могут быть закреплены в кодексе, являются:

  • соблюдение высоких этических стандартов поведения;

  • поддержание высоких стандартов профессиональной деятельности;

  • следование лучшим практикам корпоративного управления;

  • создание и поддержание атмосферы доверия и взаимного уважения;

  • следование принципу добросовестной конкуренции;

  • следование принципу социальной ответственности бизнеса;

  • соблюдение законности и принятых на себя договорных обязательств;

  • соблюдение принципов объективности и честности при принятии кадровых решений.

Общие ценности, принципы и правила поведения могут быть раскрыты и детализированы для отдельных сфер (видов) деятельности. При этом в кодексе введены правила реализации определенных процедур, направленных на поддержание декларируемых стандартов, и определения используемой терминологии. Таким образом, кодекс этики и служебного поведения не только декларирует определенные ценности, принципы и стандарты поведения, но и устанавливает правила и процедуры их внедрения в практику деятельности Администрации Беловского района .

6. Консультирование и обучение работников Администрации Беловского района.

При организации обучения работников профилактики и противодействия коррупции необходимо учитывать цели и задачи обучения, категорию обучаемых, вид обучения в зависимости от времени его проведения.

Цели и задачи обучения определяют тематику и форму занятий. Обучение может, в частности, проводится по следующей примерной тематике:

  • коррупция в государственном и частном секторах экономики (теоретическая);

  • юридическая ответственность за совершение коррупционных правонарушений;

  • ознакомление с требованиями законодательства и внутренними документами Администрации Беловского района по вопросам противодействия коррупции и порядком их применения в деятельности Администрации Беловского района (прикладная);

  • выявление и разрешение конфликта интересов при выполнении трудовых обязанностей (прикладная);

  • поведение в ситуациях коррупционного риска, в частности в случаях вымогательства взятки со стороны должностных лиц государственных и муниципальных, иных организаций;

  • взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам профилактики и противодействия коррупции (прикладная).

При организации обучения следует учитывать категорию обучаемых лиц. Стандартно выделяются следующие группы обучаемых: лица, ответственные за противодействие коррупции в Администрации Беловского района; руководящие работники; иные работники муниципальных учреждений.

В зависимости от времени проведения можно выделить следующие виды обучения:

  • обучение профилактики и противодействия коррупции непосредственно после приема на работу;

  • обучение при назначении работника на иную, более высокую должность, предполагающую исполнение обязанностей, связанных с предупреждением и противодействием коррупции;

  • периодическое обучение работников Администрации Беловского района с целью поддержания их знаний и навыков в сфере противодействия коррупции на должном уровне;

  • дополнительное обучение в случае выявления провалов в реализации антикоррупционной политики, одной из причин которых является недостаточность знаний и навыков работников в сфере противодействия коррупции.

Консультирование по вопросам противодействия коррупции обычно осуществляется в индивидуальном порядке. В этом случае целесообразно определить лиц муниципальных учреждений, ответственных за проведение такого консультирования. Консультирование по частным вопросам противодействия коррупции и урегулирования конфликта интересов рекомендуется проводить в конфиденциальном порядке.

7. Внутренний контроль и аудит

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлена обязанность для всех организаций осуществлять внутренний контроль хозяйственных операций, а для организаций, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту, также обязанность организовать внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Система внутреннего контроля и аудита Администрации Беловского района может способствовать профилактике и выявлению коррупционных правонарушений в деятельности Администрации Беловского района и муниципальных учреждений. При этом наибольший интерес представляет реализация таких задач системы внутреннего контроля и аудита, как обеспечение надежности и достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности муниципальными учреждениями и обеспечение соответствия деятельности Администрации Беловского района требованиям нормативных правовых актов и локальных нормативных актов Администрации Беловского района . Для этого система внутреннего контроля и аудита должна учитывать требования антикоррупционной политики, реализуемой организацией, в том числе:

  • проверка соблюдения различных организационных процедур и правил деятельности, которые значимы с точки зрения работы по профилактике и предупреждению коррупции;

  • контроль документирования операций хозяйственной деятельности муниципальными учреждениями;

  • проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска.

Проверка реализации организационных процедур и правил деятельности, которые значимы с точки зрения работы по профилактике и предупреждению коррупции, может охватывать как специальные антикоррупционные правила и процедуры, так и иные правила и процедуры, имеющие опосредованное значение (например, некоторые общие нормы и стандарты поведения, представленные в кодексе этики и служебного поведения Администрации Беловского района).

Контроль документирования операций хозяйственной деятельности, прежде всего, связан с обязанностью ведения финансовой (бухгалтерской) отчетности муниципальными учреждениями и направлен на предупреждение и выявление соответствующих нарушений: составления неофициальной отчетности, использования поддельных документов, записи несуществующих расходов, отсутствия первичных учетных документов, исправлений в документах и отчетности, уничтожения документов и отчетности ранее установленного срока и т.д.

Проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска может проводиться в отношении обмена деловыми подарками, представительских расходов, благотворительных пожертвований, вознаграждений внешним консультантам и других сфер. При этом следует обращать внимание на наличие обстоятельств – индикаторов неправомерных действий, например:

  • оплата услуг, характер которых не определен либо вызывает сомнения;

  • предоставление дорогостоящих подарков, оплата транспортных, развлекательных услуг, выдача на льготных условиях займов, предоставление иных ценностей или благ внешним консультантам, государственным или муниципальным служащим, работникам аффилированных лиц и контрагентов;

  • выплата посреднику или внешнему консультанту вознаграждения, размер которого превышает обычную плату для муниципального учреждения или плату для данного вида услуг;

  • закупки или продажи по ценам, значительно отличающимся от рыночных;

  • сомнительные платежи наличными.

В рамках проводимых антикоррупционных мероприятий руководителю муниципального учреждения и его работникам следует также обратить внимание на положения законодательства, регулирующего противодействие легализации денежных средств, полученных незаконным способом, в том числе:

  • приобретение, владение или использование имущества, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений;

  • сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, места нахождения, способа распоряжения, перемещения прав на имущество или его принадлежности, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений.

Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» установлен перечень организаций, обязанных участвовать в исполнении требований указанного документа. Так, в частности, финансовые Администрации Беловского района обязаны обеспечивать надлежащую идентификацию личности клиентов, собственников, бенифициаров, предоставлять в уполномоченные органы сообщения о подозрительных сделках, предпринимать другие обязательные действия, направленные на противодействие коррупции.

8. Принятие мер по предупреждению коррупции при взаимодействии с организациями-контрагентами

В антикоррупционной работе, осуществляемой при взаимодействии с организациями-контрагентами, можно условно выделить два направления. Первое из них заключается в установлении и сохранении деловых отношений с теми организациями, которые ведут деловые отношения в добросовестной и честной манере, заботятся о собственной репутации, демонстрируют поддержку высоким этическим стандартам, реализуют собственные меры по противодействию коррупции, участвуют в коллективных антикоррупционных инициативах. В этом случае муниципальному учреждению необходимо внедрять специальные процедуры проверки контрагентов в целях снижения риска вовлечения учреждения в коррупционную деятельность и иные недобросовестные практики в ходе отношений с контрагентами. В самой простой форме такая проверка может представлять собой сбор и анализ находящихся в открытом доступе сведений о потенциальных организациях-контрагентах: их репутации в деловых кругах, длительности деятельности на рынке, участия в коррупционных скандалах и т.п. Внимание в ходе оценки коррупционных рисков при взаимодействии с контрагентами также следует уделить при заключении сделок слияний и поглощений.

Другое направление антикоррупционной работы при взаимодействии с организациями-контрагентами заключается в распространении среди организаций-контрагентов программ, политик, стандартов поведения, процедур и правил, направленных на профилактику и противодействие коррупции, которые применяются в Администрации Беловского района . Определенные положения о соблюдении антикоррупционных стандартов могут включаться в договоры, заключаемые с организациями-контрагентами.

9. Сотрудничество с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции

Сотрудничество с правоохранительными органами является важным показателем действительной приверженности Администрации Беловского района, декларируемым антикоррупционным стандартам поведения. Данное сотрудничество может осуществляться в различных формах.

Во-первых, Администрация Беловского района может принять на себя публичное обязательство сообщать в соответствующие правоохранительные органы о случаях совершения коррупционных правонарушений, о которых Администрацию Беловского района (работникам муниципального учреждения) стало известно.

Необходимость сообщения в соответствующие правоохранительные органы о случаях совершения коррупционных правонарушений, о которых стало известно Администрации Беловского района, может быть закреплена за лицом, ответственным за предупреждение и противодействие коррупции в Администрации Беловского района .

Администрации Беловского района следует принять на себя обязательство воздерживаться от каких-либо санкций в отношении своих сотрудников, сообщивших в правоохранительные органы о ставшей им известной в ходе выполнения трудовых обязанностей информации о подготовке или совершении коррупционного правонарушения.

Сотрудничество с правоохранительными органами также может проявляться в форме:

  • оказания содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности Администрации Беловского района по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;

  • оказания содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия.

Главе Администрации Беловского района и его сотрудникам следует оказывать поддержку в выявлении и расследовании правоохранительными органами фактов коррупции, предпринимать необходимые меры по сохранению и передаче в правоохранительные органы документов и информации, содержащей данные о коррупционных правонарушениях. При подготовке заявительных материалов и ответов на запросы правоохранительных органов рекомендуется привлекать к данной работе специалистов в соответствующей области права.

Руководитель и сотрудники не должны допускать вмешательства в выполнение служебных обязанностей должностными лицами судебных или правоохранительных органов.

10. Участие в коллективных инициативах по противодействию коррупции

Администрации Беловского района может не только реализовывать меры по предупреждению и противодействию коррупции самостоятельно, но и принимать участие в коллективных антикоррупционных инициативах.

В качестве совместных действий антикоррупционной направленности рекомендуется участие в следующих мероприятиях:

  • использование в совместных договорах стандартных антикоррупционных оговорок;

  • организация и проведение совместного обучения по вопросам профилактики и противодействия коррупции..



Прикреплённый файл: Постановление. [306 Kb]
Создан: 19.12.2014 13:20. Последнее изменение: 19.12.2014 13:28.
Количество просмотров: 410